Пародонтит: как избежать коварной болезни кровоточащих десен?

Многие из нас сталкиваются с проблемой кровоточащих десен. Но редко кто относится серьезно к этому тревожному симптому. И очень зря. Ведь при прогрессирующем заболевании пародонтита и отсутствии лечения вы можете лишиться одного из самых важных атрибутов вашей внешности - зубов, и, как следствие, улыбки.

• Как уберечь себя от пародонтита?
  • Наследственное ли это заболевание?
  • Поддается ли лечению?

Об этом и многом другом мы поговорили с врачом-пародонтологом Натальей Викторовной Титок, которая уже 25 лет изучает особенности проблемы и может дать пошаговую инструкцию действий для пациента с этим заболеванием.

Врач-пародонтолог Титок Наталья Викторовна

Титок Наталья Викторовна

Врач-пародонтолог

Опыт работы: 25 лет

Впервые услышав медицинский термин "пародонтит", люди не совсем правильно расшифровывают его значение, перенося смысл исключительно на дёсны. Но на самом деле, термин гораздо обширнее. Пародонтит – это одно из заболеваний, которое относится к стоматологии. Если говорить в целом, то означает оно название тканей, окружающих зуб и удерживающих его в челюсти. Сюда входят и связочные волокна, соединения слизистой поверхности и коронки, десневая кость и десневой цемент. Кстати, обращаем внимание родителей: агрессивное пародонтальное заболевание встречается чаще всего в подростковом возрасте и поражает постоянные зубы.

Здоровью-быть!

Начнем с главного: пародонтит излечивается. И не слушайте тех специалистов, которые внушают вам обратное. Этот стереотип уже давным-давно канул в Лету. Так же стоит помнить о том, что пародонтит - это то заболевание, которое "не выбирает". Возникнуть оно может у любого человека. По словам Натальи Титок, большая масса ее пациентов - это вполне благополучные люди, которые регулярно проверяют здоровье зубов у стоматолога, а также в повседневной жизни следят за здоровьем. По словам Натальи Викторовны, до сих пор не выявлен конкретный возбудитель заболевания, в сравнении с другими болезнями. Единственное, о чем можно говорить уверенно: причина пародонтита – это микрофлора полости рта. Микроорганизмы собираются вместе в определённых соотношениях и становятся агрессивными к тканям связочного аппарата зуба, тем самым разрушая его. Но. К этому состоянию человек приводит себя сам, переставая соблюдать гигиену полости рта. "Конечно, отсутствие гигиены - это не единственная причина. Способствовать развитию заболевания может и патология прикуса, некоторые из медикаментов, общие заболевания, изменяющие обмен веществ или координацию движений, например, сахарный диабет, патология щитовидной железы, заболевания крови, перенесённый инсульт, врождённые заболевания", - отметила специалист.

Кстати, в некоторых случаях, когда пациент приходит уже с очевидным заболеванием, он может высказать претензию, мол, почему врачи просмотрели проблему? Как подчеркнула врач, пародонтит может таиться очень долго и не сопровождаться никакими симптомами. Просто в один момент резко проявится кровоточивость дёсен, зубы станут подвижными, появится неприятный запах изо рта, произойдет оголение корней. И это уже будет тот этап, который незамедлительно потребует вмешательства специалиста.

Интересно, что пародонтит также негативно влияет на общее состояние здоровья. Микроорганизмы из полости рта наносят вред всем органам и системам, особенно сердечно-сосудистым, дыхательным и иммунным.

Лечение кровоточащих десен

Лечение

Если говорить о лечении заболевания, то за долгие десятилетия исследований специалисты в этой области не придумали ничего нового, кроме классических методов. "Мои пациенты в ходе приема рассказывают, что посещали пародонтолога, который делал им десневые повязки и другие «примочки», - вспоминает случаи из практики Наталья Викторовна. - Да, действительно, после таких манипуляций человеку становится лучше. Но длится это облегчение не долго. А бывает и такое, что люди выполняют общие рекомендации, вроде рационального протезирования, избирательного пришлифовывания, депульпирования здоровых зубов, шинирования ....а болезнь остается. В добавок к ней еще и прибавляются проблемы с сердечно-сосудистой системой, бронхиальная астма и многое другое". Помните, при правильном лечении пародонтита важно!!!всю жизнь проходить необходимые процедуры и контроль.

- Поймите, я ведь не могу все 24 человека быть рядом с человеком, следить за его домашним уходом. А без этого все наши старания будут равны нулю, поэтому так важно разъяснить пациенту важность контроля за микрофлорой. Только совместными усилиями мы добьемся идеальной гигиены, подберем нужные средства и укрепим результат. Еще раз напомню: пародонтит необходимо лечить всем, вне зависимости от того, какие еще диагнозы вы имеете. Этот фактор лишь требует выбрать путь, по которому мы пойдем к главной цели- выздоровлению.

Надо отметить, что в Беларуси внедрена еще одна вспомогательная технология лечения пародонтита - лазер. И плюсов здесь очень много. К примеру, технология позволяет избавиться от зубных отложений, помогает бороться с чувствительностью зубов, уменьшает количество микроорганизмов в пародонтальных карманах и многое другое.

Лечение пародонтита

Импланты

Говоря о лечении, нельзя обойти стороной и такое новшество, как имплант. Многие люди между сохранением и уходом за не совсем здоровым зубом выбирают красивый имплант. Но тут есть свои подводные камни, на которые специалист просит обратить внимание. К примеру, пародонтологическая подготовка перед имплантацией - обязательная процедура, ведь пародонтит – существенное противопоказание к данной манипуляции. Сама же гигиена полости рта при наличии имплантов нуждается в коррекции и контроле.

Тем, кто решил прибегнуть к помощи имплантов, стоит знать, что микроорганизмы, вызывающие пародонтит, с лёгкостью поражают десну в области импланта и способствуют возникновению периимплантита. А так как прикрепление десны к импланту - место уязвимое, то здесь важен тщательный контроль за микрофлорой. А люди часто забывают о таких нюансах, что приводит к печальным последствиям.

Тенденции

Наша собеседница не ведет статистику заболеваемости пародонтитом в Беларуси, поэтому и не может однозначно ответить: становится ли меньше выявленных случаев подобного диагноза или же, наоборот, наблюдается рост. Наталья Титок утверждает только одно: людей, интересующихся состоянием своих десен, становится все больше, а это не может не радовать. Ведь это значит, что население стало более тщательно относится к своему здоровью. "Могу даже вспомнить случаи, когда пациенты приносили с собой средства гигиены, чтобы я смогла дать ответ: эффективны ли они именно для конкретного случая", - улыбается специалист.

Пародонтит

Наследственность

В мире сегодня много говорится о наследственных заболеваниях. Пародонтит тоже имеет к этому отношение, не прямое, правда, но тем не менее влияющее на организм. "Пародонтит не связан с геном, - объясняет врач. - Но надо понимать, что по наследству передаются особенности биохимии организма. К этому надо подходить очень осторожно и осознанно. Помню случай, когда пациент огорошил меня высказыванием, мол, он уже готов к тому, что зубы все выпадут. Почему? Просто отец рано потерял зубы, а значит в роду всех дёсны такие слабые. Вот тут и надо донести до человека, что здесь дело не в генетике, а в знаниях и профилактике".

Медвежья услуга. Лечение народными средствами

Помните, как в детстве родители прикладывали нам подорожник на колено с царапиной? Считалось, что этот зеленый листочек сразу избавит от последствий, и ранка волшебным образом затянется. К чему это преамбула? К тому, что мы давно не дети, а медицина развивается. А вылечить болезнь можно лишь искоренив ее причины.

– Все народные средства зачастую ставят своей целью - остановить кровотечение и снять боль. А причины болезни остаются в организме и дальше. Спустя время пародонтит переходит в хроническую форму. Поэтому, я бы назвала все народные средства, которые можно применять в нашем случае, - медвежьей услугой для организма, - выразила мнение Наталья Викторовна.

Профилактика пародонтита

Конечно, не стоит забывать: человек учится всю жизнь. И никто из нас не появляется на свет с совершенным умением по чистке зубов, а ведь все неприятности с деснами и зубами- именно из-за этого. Мы живем в век технологий и прогресса. И это здорово! Но для организма эта медаль о двух сторонах. К примеру, одна из последствий цивилизации - слабая жевательная активность. Поэтому и важно правильно чистить зубы, тем самым компенсируя функцию их самоочищаемости, присущую нам с древности. "Конечно, изменить привычку, которая приобреталась годами - сложно. Но возможно. Мы привыкли к тому, что зубные проблемы мы не выставляем напоказ. Сходим к стоматологу, вылечим больной зубик - и все. Вся профилактика. А где гигиена?", - резонно интересуется специалист.

Берегите здоровье!

Завершить нашу беседу мы решили профессиональным наставлением от Натальи Титок. Что же врач хочет пожелать пациентам и людям, которые заботятся о своем здоровье? "Не забывайте, какие бы импланты и технологии не придумала медицина - нет ничего лучше для человека своих здоровых органов, которые подарила ему природа. Названные нами глубоко инвазивные методы есть. Но это уже крайний случай, когда помощь превращается в спасение. Следите за своим здоровьем, проходите осмотры у специалистов - и тогда, я уверена, о большинстве диагнозов вы узнаете только из книг или научных публикаций", - подытожила она.

Видео. Советы врача-пародонтолога